Извлечения из Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП) устанавливает порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания и является единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь.
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права. Если вступившими в силу международными договорами Республики Беларусь предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены данным Кодексом, применяются правила международных договоров.
Порядок административного процесса, установленный Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, является единым и обязательным для всех государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ведущих административный процесс, а также для иных его участников.
Права и обязанности лица, в отношении которого ведется административный процесс
(статья 4.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях)
1. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право:
1) знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;
2) давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;
3) представлять доказательства;
4) заявлять отводы и ходатайства;
5) иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания - с момента объявления ему об административном задержании;
6) беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;
7) пользоваться родным языком или языком, которым оно владеет, либо услугами переводчика;
8) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
9) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;
10) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
11) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления по делу об административном правонарушении;
12) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
13) получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.
2. В порядке, установленном данным Кодексом, права несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется административный процесс, осуществляют наряду с ним или вместо него его законные представители.
3. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано:
1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
11) уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;
2) подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
3) участвовать в процессуальных действиях.
4. Физическое лицо - индивидуальный предприниматель, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями физического лица, за исключением права иметь защитника, а также обладает правом иметь представителя, прекращать полномочия представителя.
5. Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обладает правами и обязанностями, предусмотренными пунктами 1, 10-13 части 1, пунктом 3 части 3 статьи 4.1. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, реализует свои права и обязанности через своего представителя, права и обязанности которого предусмотрены пунктами 2-9 части 1 и пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи (4.1).
Потерпевшим является физическое лицо, которому административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации (ст. 4.2 ПИКоАП Республики Беларусь ).
Потерпевший - физическое лицо имеет право:
1) давать объяснения;
2) не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи, близких родственников;
3) представлять доказательства;
4) заявлять отводы и ходатайства;
5) пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;
6) возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;
61) знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;
7) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;
8) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;
9) в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;
10) иметь представителя и прекращать полномочия представителя;
11) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.
Потерпевший - физическое лицо обязан:
1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
11) уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;
2) давать объяснения суду, органу, ведущему административный процесс;
3) представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
4) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
За отказ либо уклонение без уважительных причин от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений потерпевший - физическое лицо несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Потерпевший - юридическое лицо имеет право:
1) получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по своему ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административном правонарушении;
2) в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс;
3) подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Потерпевший - юридическое лицо обязан представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Потерпевший - юридическое лицо свои права и обязанности реализует через своего представителя. Представитель потерпевшего - юридического лица вправе примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, если он наделен такими полномочиями юридическим лицом, интересы которого представляет.
Законный представитель физического лица (ст.4.3 ПИКоАП Республики Беларусь).
Законный представитель физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего - физического лица представляет в административном процессе интересы несовершеннолетних или недееспособных участников административного процесса. При отсутствии у физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего - физического лица законного представителя судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, признают законным представителем орган опеки и попечительства.
Законный представитель физического лица пользуется всеми правами лиц, интересы которых он представляет.
Законный представитель физического лица, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.
Законный представитель физического лица не вправе совершать какие-либо действия против интересов представляемого им участника административного процесса.
Законный представитель физического лица обязан:
1) предъявлять суду, органу, ведущему административный процесс, документы, подтверждающие его право представлять в качестве законного представителя интересы потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс;
2) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, для защиты интересов представляемого лица;
3) представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
4) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Не могут участвовать в административном процессе:
1) в качестве законного представителя физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, - законный представитель потерпевшего - физического лица;
2) в качестве законного представителя потерпевшего - физического лица - законный представитель физического лица, в отношении которого ведется административный процесс.
В соответствии со ст. 4.5. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях оказание юридической помощи, защиту прав, свобод и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может осуществлять защитник, а оказание юридической помощи потерпевшему, а также физическому лицу - индивидуальному предпринимателю, в отношении которого ведется административный процесс, - представитель.
В качестве защитника в административном процессе могут участвовать адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь; адвокаты, являющиеся гражданами других государств, - в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.
В качестве представителя потерпевшего, физического лица - индивидуального предпринимателя, в отношении которого ведется административный процесс, в административном процессе могут участвовать адвокаты и иные лица, которым они доверили представлять свои интересы.
Защитник и представитель допускаются к участию в административном процессе с начала административного процесса. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в административном процессе с момента задержания.
Защитник и представитель, участвующие в административном процессе, имеют право:
1) знать, по какому административному правонарушению ведется административный процесс;
2) присутствовать при опросе лица, в отношении которого ведется административный процесс;
3) представлять доказательства;
4) заявлять отводы и ходатайства;
5) участвовать в рассмотрении дела;
6) знакомиться с протоколом и другими материалами дела об административном правонарушении, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;
7) подавать жалобы на процессуальные действия и решения, принятые по делу об административном правонарушении;
8) пользоваться родным языком или языком, которым они владеют, либо услугами переводчика;
9) совершать иные действия, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Защитник и представитель, являющиеся иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.
Защитник также вправе иметь с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности.
Защитник и представитель обязаны:
1) представлять судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие их полномочия;
2) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, для защиты интересов представляемого лица;
3) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
В судебном заседании секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания (ст. 11.8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Если лицо, в отношении которого ведется административный процесс, при рассмотрении дела об административном правонарушении полностью признает свою вину, не заявляет о необходимости исследовать доказательства, ведение протокола необязательно. В протоколе судебного заседания указываются место и дата заседания, время его начала и окончания; какое дело об административном правонарушении рассматривается; каким судьей рассматривается дело; секретарь судебного заседания; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела; данные о лице, в отношении которого ведется административный процесс; ход судебного заседания; ходатайства участников административного процесса; разъяснение участникам административного процесса их прав и обязанностей; содержание объяснений, вопросов и ответов, выступлений участников судебного заседания; указание на постановления, вынесенные в ходе судебного заседания, решение суда по делу об административном правонарушении, разъяснение срока и порядка его обжалования; ознакомление с протоколом судебного заседания и разъяснение срока подачи на него замечаний. Протокол составляется, подписывается судьей и секретарем судебного заседания не позднее трех суток со дня рассмотрения дела. Судья обязан обеспечить лицу, в отношении которого ведется административный процесс, другим участникам административного процесса возможность ознакомиться с протоколом судебного заседания. Участники административного процесса вправе представить свои замечания в отношении полноты и правильности составления протокола судебного заседания в течение трех суток после его подписания. Замечания на протокол судебного заседания рассматриваются в течение трех дней судьей, который в необходимых случаях вправе вызвать лиц, их подавших. О принятии или отклонении замечаний на протокол судебного заседания судья выносит мотивированное постановление. Постановление и замечания на протокол судебного заседания приобщаются к протоколу судебного заседания.
В соответствии со ст. 11.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника им под расписку вручается копия постановления по делу об административном правонарушении. Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение пяти дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также органу, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Порядок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении либо о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
По делу об административном правонарушении могут быть обжалованы (опротестованы) не вступившие в законную силу:
1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних - в районный (городской) исполнительный комитет (администрацию района в городе) или в суд;
2) постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета - в районный исполнительный комитет или в суд;
3) постановление иного органа, ведущего административный процесс, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;
4) постановление суда - в вышестоящий суд.
Жалоба (протест) направляется в суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении. Поступившая жалоба (протест) в течение трех суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее.
С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему.
Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии постановления по делу об административном правонарушении, а при его вынесении в присутствии лица, в отношении которого ведется административный процесс, - не позднее десяти суток со дня его объявления, за исключением жалобы (протеста) на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, которая может быть подана в течение пяти суток.
Жалоба (протест), поданная с пропуском срока или с нарушением порядка, установленного частью 2 статьи 12.2 ПИКоАП, возвращается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест.
В случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы или принесение протеста, могут ходатайствовать перед судом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), о восстановлении пропущенного срока.
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении или восстановлении пропущенного срока выносится постановление.
Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Указанный срок принесения протеста не считается пропущенным, если жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении подана прокурору до истечения шестимесячного срока.
Жалоба (протест), поданная по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежит, за исключением протеста, приносимого в связи с наличием в действиях физического лица состава преступления в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности.