об отделе записи актов гражданского
состояния администрации Октябрьского
района г. Гродно
(Утверждено решением администрации Октябрьского района г.Гродно 28.06.2013г. № 297)
1. Общие положения
1.1. Отдел записи актов гражданского состояния (далее - отдел ЗАГС) образуется администрацией Октябрьского района г. Гродно, является её структурным подразделением и входит в систему Министерства юстиции Республики Беларусь (далее - Министерство юстиции).
По общим вопросам своей деятельности подчиняется администрации района, а по вопросам реализации государственной политики в сфере юстиции - Министерству юстиции.
1.2. Отдел ЗАГС в своей деятельности руководствуется Конституцией
Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, законами Республики Беларусь, указами и декретами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Министерства юстиции, решениями вышестоящих органов, администрации Октябрьского района г. Гродно и распоряжениями главы администрации района, настоящим Положением, иными актами законодательства Республики Беларусь.
1.3. Отдел ЗАГС финансируется за счёт средств городского бюджета. Структура и штатное расписание отдела утверждаются в установленном порядке Гродненским городским исполнительным комитетом.
1.4. Отдел ЗАГС имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
2. Основными задачами отдела ЗАГС являются:
2.1. правильная, полная и своевременная регистрация актов гражданского состояния в точном соответствии с законодательством Республики Беларусь о браке и семье в целях защиты личных и имущественных прав граждан;
2.2. обеспечение реализации основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь по укреплению нравственных основ семьи и повышению ее престижа в обществе;
2.3. правовое просвещение населения по вопросам законодательства Республики Беларусь о браке и семье и порядка регистрации актов гражданского состояния.
3. Отдел ЗАГС в целях выполнения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
3.1. производит регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака в случаях, предусмотренных законодательством, усыновления (удочерения), установления отцовства (материнства), перемены фамилии, имени, отчества, снижение брачного возраста в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
3.2. учитывая желание лиц, вступающих в брак, обеспечивает торжественную обстановку при регистрации брака, а также по желанию родителей - торжественную регистрацию рождения ребенка;
3.3. подготавливает материалы и составляет заключения о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния в случаях, предусмотренных законодательством;
3.4. подготавливает материалы и составляет заключения по перемене гражданами Республики Беларусь фамилий, собственных имен, отчеств, направляет их в главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета для выдачи разрешений на перемену фамилии, собственного имени, отчества;
3.5. в соответствии с законодательством вносит исправления, изменения, дополнения в записи актов гражданского состояния;
3.6. восстанавливает и аннулирует записи актов гражданского состояния на основании решений судов;
3.7. производит по желанию граждан юбилейные торжества, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
3.8. изучает и обобщает практику применения при регистрации актов гражданского состояния действующего законодательства о браке и семье;
3.9. выдает повторные свидетельства и справки о регистрации актов гражданского состояния в случаях, предусмотренных законодательством;
3.10. ведет в установленном порядке учет записей актов гражданского состояния;
3.11. в установленном порядке представляет в главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета и главное статистическое управление Гродненской области ведомственную и статистическую отчетность;
3.12. направляет вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, не подлежащие статистической обработке, в архив органов записей актов гражданского состояния главного управления юстиции Гродненского областного исполнительного комитета;
3.13. обеспечивает учет и хранение первых экземпляров актов гражданского состояния и другой документации в течение установленных сроков;
3.14. производит снижение брачного возраста в случаях, предусмотренных законодательством;
3.15. выдает копии записей актов гражданского состояния по запросам прокуратуры, суда, органов следствия, дознания и нотариата в связи с нахождением дел в их производстве, а также консульских учреждений Республики Беларусь, органов записей актов гражданского состояния, Министерства юстиции и других государственных органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
3.16. в случае отсутствия соответствующей записи акта гражданского состояния выдает извещение о отсутствии записи акта гражданского состояния;
3.17. проводит работу по разъяснению брачно-семейного законодательства среди населения, выступает в средствах массовой информации по вопросам регистрации актов гражданского состояния;
3.18. обеспечивает учет, хранение и расходование бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также хранение гербовой печати;
3.19. осуществляет прием граждан и рассматривает обращения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе по заявительному принципу «одно окно»;
3.20. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
4. Возложение на отдел ЗАГС функций, не предусмотренных законодательством Республики Беларусь, не допускается.
5. Отдел ЗАГС может оказывать дополнительные платные услуги, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, перечень которых определяется Правительством Республики Беларусь.
6. Отдел ЗАГС в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право:
6.1. запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций сведения и документы, необходимые для регистрации актов гражданского состояния;
6.2. получать из медицинских учреждений сведения о родившихся и умерших лицах;
6.3. проводить при необходимости проверку отсутствия препятствий к заключению брака в отношении лиц, подавших заявление о регистрации заключения брака.
7. Работу отдела ЗАГС курирует управляющий делами администрации района.
8. Отдел ЗАГС возглавляет начальник. Назначение и освобождение от должности, а также заключение (продление, прекращение действия) контракта с ним осуществляется главой администрации Октябрьского района г. Гродно только с согласия Министерства юстиции.
Начальником отдела ЗАГС назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование.
9. Переподготовка и повышение квалификации сотрудников отдела ЗАГС осуществляется Институтом переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета.